Все дети разные.

Темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье существенно влияют на темп становления самостоятельности. В то же время, психологи давно установили, что каждому возрастному периоду соответствует своя «ведущая деятельность» - то есть сфера интересов, которая на данный момент важна ребёнку, и где он пытается проявить себя. Так, от 1 года до 3 лет такой ведущей деятельностью являются действия с предметами, с 3 до 7 лет – игра, с 7 до 14 лет – учебная деятельность, а с 14 до 18 лет – общение со сверстниками. Если ребёнок свободно ориентируется, принимает решения и сам находит способы достижения своих целей в рамках ведущей деятельности, значит уровень его самостоятельности соответствует возрасту.

Как известно, абсолютная свобода - это вседозволенность. Поэтому проявления самостоятельности не должны выходить за рамки принятых норм. Однако чем младше ребёнок, тем сложнее ему опираться на какие-либо правила. Например, сын видел, как папа подарил маме цветы, и решил поступить так же, но сорвал цветы на клумбе. Как одновременно похвалить за благие намерения и осудить сей акт вандализма? Можно выразить свою признательность за щедрость, но показать огорчение из-за выбранного способа достижения результата. А затем обсудить, какие варианты решений были бы более приемлемы: например, сделать цветы из цветной бумаги, нарисовать их, вырастить своими руками, помочь папе выбрать букет. Только так ребёнок усвоит одно из главных правил самостоятельного поведения: его действия должны завершаться таким результатом, который не нарушит принятых правил.

✔ Ставим цели и задачи

Взрослые обычно полагают, что ребёнок ДОЛЖЕН выполнять то или иное действие самостоятельно. Именно эту мысль они пытаются донести до своего чада и, в результате, сталкиваются с непониманием. Во-первых, ребёнок не может действовать, как заводная игрушка, и механически выполнять указания родителей. Ему важно знать, ЗАЧЕМ, то есть с какой целью, он выполняет ту или иную просьбу.
Во-вторых, малышу необходимо чётко представлять себе алгоритм действий: КАК и ЧТО ИМЕННО нужно делать. В-третьих, ребёнку следует объяснить, ПОЧЕМУ он должен отрываться от игры и переключаться на скучное занятие, предложенное взрослым. Допустим, утверждение бабушки, что у неё «сломается спина», если она станет застилать за внука кровать, выглядит неубедительным, поскольку каждый раз после препираний с ним она весьма резво разворачивает покрывало.

Некоторые дети применяют к словам родителей армейский принцип ПВО: «Подожди выполнять – отменят!». Эта привычка вырабатывается у них из-за отсутствия чётких требований. Ребёнок замечает, что взрослым гораздо важнее получить результат, чем добиться от него самостоятельности. Например, увидев, что он неторопливо возит губкой по луже разлитого молока, размазывая её по всему столу, мама берёт инициативу в свои руки и сама ликвидирует последствия аварии. У ребенка возникает закономерный вопрос: «ЗАЧЕМ напрягаться и делать что-то самому, если взрослый всё равно рано или поздно сделает это за него?». Куда проще подстегнуть активность родителя, начав ныть или прикидываясь немощным. Ребёнок только тогда начнёт проявлять самостоятельность, когда будет определён круг его обязанностей, от которых можно будет уклониться исключительно в случае форс-мажора.

Меню раздела