Страничка учителя-дефектолога

Роль учителя-дефектолога в детском саду

   Учитель-дефектолог в учреждении дошкольного образования наблюдает за ребятами и раскрывает у них нарушения речи, а в дальнейшем проводит отдельные занятия с детьми, у которых выявлены нарушения речи (общее недоразвитие речи, дислалия, дизартрия) и согласна плана работы проводит групповые  занятия, направленные на:

  • развитие лексической и грамматической стороны речи,
  • развитие фонематических процессов,
  • развитие мелкой моторики и артикуляционного аппарата,
  • развитие координации движений,
  • развитие внимания и памяти.

Речевые пятиминутки

Повторение звукосочетаний и слов с определённой интонацией способствует совершенствованию артикуляции, расширению словарного запаса и развитию фонематического слуха.

👆 Проговаривание коротеньких стишков делает процесс обучения увлекательным и эффективным, способствуя всестороннему речевому развитию ребёнка.

свернуть

Как развивать мелкую моторику с удовольствием?

Исследователи, изучающие мозг и когнитивное развитие в детском возрасте, установили прочную взаимосвязь между мелкой моторикой рук и формированием речи. У детей с более развитой мелкой моторикой наблюдается более активное развитие соответствующих областей мозга, ответственных за речевые функции.

 Развитие мелкой моторики, создает прочную основу для формирования речи.

В домашних условиях для развития мелкой моторики можно использовать любые подручные средства:

Поиграйте с крупой (так приятно класть ручки в миску с фасолью! А когда на дне ребёнка ждёт игрушка, то это даже вдвойне приятно! Детей можно научить сортировать различные крупы, предложив выполнить задание Золушки).

Из спичек, ватных палочек и зубочисток можно выкладывать различные рисунки (конечно, под присмотром родителей).

Особенно мальчикам понравятся гайки и болты, а также вышедшие из строя технические устройства (обычные и мобильные телефоны, калькуляторы). А девочкам будет полезно одевать – раздевать своих любимых кукол.

Какой ребёнок не любит приклеивать и снимать магниты на холодильник?  Это занятие может варьироваться в зависимости от вашего желания и возможностей.           Также можно разрешить есть «мелкую пищу» руками (горох, кукурузу, ягоды), самому чистить варёные яйца, картофель в мундире, мандарины.

Будет очень интересно надеть скрепки на картон или прищепки на верёвку.

В целом, полезно вовлекать детей в выполнение домашних заданий и учить их, как помогать по хозяйству: подметать и собирать мелкий мусор, мыть полы. Можно давать возможность ребёнку собирать разбросанные по полу предметы (пуговицы, гвоздики, бусы).

Интересно и полезно приготовить печенье и украшения для торта из теста вместе.

Попросите ребёнка открыть почтовый ящик или входную дверь ключом.

Дайте вашему ребёнку возможность самостоятельно обуваться, одеваться и раздеваться.

Попросите ребёнка свернуть нитки или верёвочку в клубок .Пусть поможет вам открутить различные пробки – от банок с водой, пены для ванн, зубной пасты и т. д.

Дайте ребёнку заточить карандаши (с помощью точилки), нарисовать рисунок и стереть нарисованное ластиком.

Пальчиковые игры и задания должны приносить ребёнку радость!

Успехов Вам, уважаемые родители!

свернуть

Игры для концентрации внимания

🤫Минута молчания

На самом деле, это вариант детской‌ медитации. Вы можете поставить перед ребёнком песочные или обычные часы с секундной‌ стрелкой‌ и минуту/две его задача следить за песком/стрелкой‌, ни о чем не думать. Когда время закончится - сообщить, поэтому отвлекаться нельзя!)

🤔 «Правда или ложь»

Вы произносите фразу: если она верная, ребёнок хлопает, если нет - топает. Например: «мороженое холодное» - «хлоп», колесо квадратное - «топ».

🤓 «Я гляжу и нахожу»

Вы загадываете предмет , который‌ есть в помещении. Говорите: “я гляжу и нахожу что-то…Красное». Задача ребёнка задавать вам вопросы, чтобы угадать предмет. Для того, чтобы угадать, ребёнку необходимо концертировать внимание на предметах в комнате и формулировать вопросы.

👂Внимательное слушание

Вы читаете отрывок, а ребёнок должен запомнить, сколько раз звучали слова, начинающиеся на «а» или любую другую букву

🔢 Хитрый‌ счёт

Попросите ребёнка посчитать до 30, пропуская числа, которые кончаются на 5/начинаются на 3 или любую другую цифру:)

😉«Чёрно-белый не берите, да и нет не говорите»

Игра из нашего детства, по правилам которой‌ вы задаёте любые вопросы, а ребёнок должен ответить на них, не используя слова «да», «нет», «чёрный» и «белый»

👌Также улучшают навык концентрации внимания игры с водой‌, сыпучими предметами и лепка!

‼️И не забывайте, что в каждом возрасте дети могут концентрировать внимание очень ограниченное время.

свернуть

Массаж карандашами

✏️Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга, тонизируют весь организм, благоприятствуют психоэмоциональной устойчивости.

Массажные движения выполняются с помощью хорошо знакомого детям предмета, с помощью карандаша.

🖐🏻Все педагоги и родители знают, как дошкольники любят рисовать. А если предложить ребенку поиграть с карандашами, помассировать ладони и пальцы?

С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.

Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат кровоснабжение пальцев рук.

Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

свернуть

Головач Марина Николаевна

  • Должность: учитель-дефектолог ПКПП
  • Образование: высшее; БГПУ им. М.Танка, «Олигофренопедагогика. Дошкольное образование, «Логопедия»»
  • Категория: первая квалификационная

Трубко Елизавета Дмтириевна

  • Должность: учитель - дефектолог ПКПП
  • Образование: Высшее; БГПУ им. М.Танка; Специальность "Логопедия"
  • Категория: без категории