Организация предметно-пространственной развивающей среды дома для детей дошкольного возраста

Безусловным условием развития ребенка  является организация развивающей среды дома: от этого зависит, насколько гармонично и в соответствии с возрастом будет развиваться Ваш ребенок.

Развивающая предметная среда – это система  материальных  объектов  деятельности  ребенка,  функционально моделирующая  содержание  его  духовного  и  физического  развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка (С. Л. Новоселова).

Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра.  Основные рекомендации организации предметной развивающей среды:

  1. Постарайтесь выделить в комнате ребенка игровой уголок.
  2. Оформите его таким образом, чтобы была возможность части игрушек находиться в поле зрения: со спрятанными игрушками ребенок не может начать игру, создать игровую ситуацию. Игрушки должны быть доступны ребенку. С другой стороны, большое изобилие игрушек может затруднять ребенку процесс сосредоточения на чем-то конкретном, лишать возможности развивать воображение, мышление, когда ребенок при недостающем элементе игры использует предмет-заместитель (например, палочку вместо ложечки или стрелы подъемного крана).
  3. Позволяйте ребенку играть не только в своем игровом уголке, но и в других помещениях: изменение игровой обстановки вызывает у ребенка новые игровые ассоциации.
  4. Важным является посильное участие ребенка в различных бытовых ситуациях: например, уборка квартиры, приготовление пищи (например, бутербродов, салатов), уход за вещами, домашними растениями, питомцами. Добавляйте в бытовые ситуации игровые моменты, соревнования. Так ребенок непосредственно знакомится с функциональной принадлежностью предметов, их назначением.
  5. Для развития творческих способностей, изобразительной деятельности необходимо организовать место для рисования, лепки, аппликации, также выделите место для расположения карандашей, фломастеров, красок, пластилина, кистей, листов белой, цветной бумаги. Это может быть функциональный столик и стульчик по росту ребенка или, например, рулон старых обоев и пр.

 

Отдельного внимания заслуживает разнообразие игрушек, которые желательно предлагать детям:

  1. В дошкольном возрасте (особенно в младшем) особую роль играют сенсорные, сенсомоторные игрушки. Это могут быть как специальные игровые модули, бизиборды и пр., так и отдельно, например, коробочки с различными крупами, природным материалом, ароматическими травами, приправами, кусочки тканей, ковролинов разной фактуры, камушков, детские шумовые инструменты, различные вкладыши по цвету, форме, шнуровки, застежки.
  2. Игрушки для развития общей моторики. Это могут быть мячи, гимнастическая палка, обруч, кегли, кольца и пр.
  3. Двигательные игрушки: коляски, легковые и грузовые машины, заводные машины, машины на верёвочках, тележки, каталки и пр.
  4. Игрушки для развития конструкторской деятельности: различные конструкторы, лего, танграмы, готовые игровые элементы (например, деревья, человечки, транспорт и пр.)
  5. Образные игрушки: куклы, сказочные персонажи, мягкие игрушки и пр. Здесь важно помнить, что эталонность восприятия формируется с самого раннего возраста, поэтому не стоит предлагать детям персонажей с улыбкой на щеках, гигантскими глазами, резко измененными пропорциями тела и пр.
  6. Для обучения ребенка (особенно в старшем дошкольном возрасте) важны дидактические игры: по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, природному окружению и пр. Здесь важно учесть, что к данным играм кроме знакомым нам настольно-печатным (например, лото, домино, пазлы и пр.) относятся также словесные (например, игра «в слова»), игры с предметами.
  7. Исключительную важность в развитии ребенка дошкольного возраста имеют сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Школа», «Ферма», «Семья» и пр. Именно через них ребенок усваивает культурный опыт, перенимает образцы поведения, развивает речь. В игровой зоне обязательно должны быть сюжетно-ролевые игры, а точнее предметы, стимулирующие ее возникновение: ведь, согласитесь, для того, чтобы поиграть в магазин, можно просто открыть шкафчик на кухне, нарезать бумажные полоски, поставить стул или табурет – и вот уже магазин готов к открытию!
  8. Большого внимания родителей заслуживают и театрализованные игры: пальчиковый, теневой, кукольный театр. Это могут быть и просто элементы, атрибуты какого-то сказочного персонажа. Театрализованные игры не только создают хорошее настроение, но и развивают внимание, память, воображение, речь, способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка.

Важно создать для ребёнка развивающую среду, однако не стоит забывать, что рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек, готовый открыть для ребенка этот новый, непостижимый мир, взрослый, готовый вместе с ребенком удивляться, делать необыкновенные открытия:

  1. Выделяйте ежедневно время для игры с ребенком!
  2. Важно не просто поддерживать игру ребенка, но и обучать ребенка игре, т. к. без обучающего руководства взрослого игра ребенка может долго оставаться примитивной и не длительной – другими словами, просто играйте!
  3. Побуждайте ребенка использовать предметы, замещающие реальные – это способствует более активному развитию Вашего ребенка.
  4. Обогащайте опыт ребенка яркими образами и впечатлениями окружающего мира: интересные экскурсии, мероприятия, встречи, эксперименты. Чаще обращайте внимание ребенка на различные жизненные ситуации, отдельные детали: например, особенности профессий, поведение людей, животных, - все это дает возможность ребенку переносить полученный опыт в игру.

При организации предметно-развивающей среды важно:

- учитывать безопасность предлагаемых игрушек, предметов, игровых модулей,

- доступность (свободный доступ к игрушкам),

- соответствие игрушек возрастным возможностям ребенка,

- обращать внимание на полифункциональность игрушек,

- применять смену игрушек,

- расширять круг интересов ребенка.

Помните, что игра является основой развития Вашего ребенка, так как именно через игру ребенок познает мир и учится.

Безусловным условием развития ребенка  является организация развивающей среды дома: от этого зависит, насколько гармонично и в соответствии с возрастом будет развиваться Ваш ребенок.

Развивающая предметная среда – это система  материальных  объектов  деятельности  ребенка,  функционально моделирующая  содержание  его  духовного  и  физического  развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка (С. Л. Новоселова).

Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра.  Основные рекомендации организации предметной развивающей среды:

  1. Постарайтесь выделить в комнате ребенка игровой уголок.
  2. Оформите его таким образом, чтобы была возможность части игрушек находиться в поле зрения: со спрятанными игрушками ребенок не может начать игру, создать игровую ситуацию. Игрушки должны быть доступны ребенку. С другой стороны, большое изобилие игрушек может затруднять ребенку процесс сосредоточения на чем-то конкретном, лишать возможности развивать воображение, мышление, когда ребенок при недостающем элементе игры использует предмет-заместитель (например, палочку вместо ложечки или стрелы подъемного крана).
  3. Позволяйте ребенку играть не только в своем игровом уголке, но и в других помещениях: изменение игровой обстановки вызывает у ребенка новые игровые ассоциации.
  4. Важным является посильное участие ребенка в различных бытовых ситуациях: например, уборка квартиры, приготовление пищи (например, бутербродов, салатов), уход за вещами, домашними растениями, питомцами. Добавляйте в бытовые ситуации игровые моменты, соревнования. Так ребенок непосредственно знакомится с функциональной принадлежностью предметов, их назначением.
  5. Для развития творческих способностей, изобразительной деятельности необходимо организовать место для рисования, лепки, аппликации, также выделите место для расположения карандашей, фломастеров, красок, пластилина, кистей, листов белой, цветной бумаги. Это может быть функциональный столик и стульчик по росту ребенка или, например, рулон старых обоев и пр.

 

Отдельного внимания заслуживает разнообразие игрушек, которые желательно предлагать детям:

  1. В дошкольном возрасте (особенно в младшем) особую роль играют сенсорные, сенсомоторные игрушки. Это могут быть как специальные игровые модули, бизиборды и пр., так и отдельно, например, коробочки с различными крупами, природным материалом, ароматическими травами, приправами, кусочки тканей, ковролинов разной фактуры, камушков, детские шумовые инструменты, различные вкладыши по цвету, форме, шнуровки, застежки.
  2. Игрушки для развития общей моторики. Это могут быть мячи, гимнастическая палка, обруч, кегли, кольца и пр.
  3. Двигательные игрушки: коляски, легковые и грузовые машины, заводные машины, машины на верёвочках, тележки, каталки и пр.
  4. Игрушки для развития конструкторской деятельности: различные конструкторы, лего, танграмы, готовые игровые элементы (например, деревья, человечки, транспорт и пр.)
  5. Образные игрушки: куклы, сказочные персонажи, мягкие игрушки и пр. Здесь важно помнить, что эталонность восприятия формируется с самого раннего возраста, поэтому не стоит предлагать детям персонажей с улыбкой на щеках, гигантскими глазами, резко измененными пропорциями тела и пр.
  6. Для обучения ребенка (особенно в старшем дошкольном возрасте) важны дидактические игры: по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, природному окружению и пр. Здесь важно учесть, что к данным играм кроме знакомым нам настольно-печатным (например, лото, домино, пазлы и пр.) относятся также словесные (например, игра «в слова»), игры с предметами.
  7. Исключительную важность в развитии ребенка дошкольного возраста имеют сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Школа», «Ферма», «Семья» и пр. Именно через них ребенок усваивает культурный опыт, перенимает образцы поведения, развивает речь. В игровой зоне обязательно должны быть сюжетно-ролевые игры, а точнее предметы, стимулирующие ее возникновение: ведь, согласитесь, для того, чтобы поиграть в магазин, можно просто открыть шкафчик на кухне, нарезать бумажные полоски, поставить стул или табурет – и вот уже магазин готов к открытию!
  8. Большого внимания родителей заслуживают и театрализованные игры: пальчиковый, теневой, кукольный театр. Это могут быть и просто элементы, атрибуты какого-то сказочного персонажа. Театрализованные игры не только создают хорошее настроение, но и развивают внимание, память, воображение, речь, способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка.

Важно создать для ребёнка развивающую среду, однако не стоит забывать, что рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек, готовый открыть для ребенка этот новый, непостижимый мир, взрослый, готовый вместе с ребенком удивляться, делать необыкновенные открытия:

  1. Выделяйте ежедневно время для игры с ребенком!
  2. Важно не просто поддерживать игру ребенка, но и обучать ребенка игре, т. к. без обучающего руководства взрослого игра ребенка может долго оставаться примитивной и не длительной – другими словами, просто играйте!
  3. Побуждайте ребенка использовать предметы, замещающие реальные – это способствует более активному развитию Вашего ребенка.
  4. Обогащайте опыт ребенка яркими образами и впечатлениями окружающего мира: интересные экскурсии, мероприятия, встречи, эксперименты. Чаще обращайте внимание ребенка на различные жизненные ситуации, отдельные детали: например, особенности профессий, поведение людей, животных, - все это дает возможность ребенку переносить полученный опыт в игру.

При организации предметно-развивающей среды важно:

- учитывать безопасность предлагаемых игрушек, предметов, игровых модулей,

- доступность (свободный доступ к игрушкам),

- соответствие игрушек возрастным возможностям ребенка,

- обращать внимание на полифункциональность игрушек,

- применять смену игрушек,

- расширять круг интересов ребенка.

Помните, что игра является основой развития Вашего ребенка, так как именно через игру ребенок познает мир и учится.