Формирование у ребенка правильного звукопроизношения

Рекомендации родителям по формированию у ребенка

правильного звукопроизношения

 

В красивой и правильной речи своего ребенка заинтересован каждый родитель. С другой стороны важность формирования правильной речи в дошкольном возрасте обусловлена подготовкой ребенка к школьному обучению. У детей с общим недоразвитием речи, нарушение звукопроизношения является одним из компонентов речевого нарушения и при отсутствии логопедической помощи, как правило, в дальнейшем может переходить в ошибки на письме в школьный период. У детей с фонематическим недоразвитием, также без развития фонематического слуха или его коррекции ошибки устной речи в последствии выражаются в дисграфии.

В формировании правильного звукопроизношения ведущая роль принадлежит языковой среде ребенка: его должны окружать люди (родители, близкие, педагоги и пр.) способные в общении предоставить правильный образец речи: четкость, внятность, правильность. Роль родителей в воспитании правильной речи ребенка, в том числе  звукопроизношения, очень сложно переоценить, так как именно родители являются безусловным примером ребенку.

Ниже приведены рекомендации и советы, которые помогут родителям в формировании навыков правильного звукопроизношения у ребенка начиная с младшего дошкольного возраста.

  1. Следует помнить, что речь ребенка формируется по подражанию взрослому. Не следует подстраиваться под речь ребенка: использование взрослым в своей речи лепетных слов, искаженных в силу возраста слов ребенком, не только не стимулирует ребёнка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.
  2. Все слова взрослому следует произносить правильно, четко проговаривая, твердо осознавая, что Вы – образец речи Вашего ребенка.
  3. Существует большое разнообразие игр и занятий, направленных на выработку у детей чёткой дикции, правильного звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического восприятия.

Так, например, ознакомление со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с конкретным образом (с - песенка воды, з - песенка комара, р - рычание собаки или тигра, ш - надуваем и сдуваем шарик, шипение сердитой кошки и т. п.). Также дети с интересом слушают и повторяют шуточные чистоговорки («са, са, са - вот летит оса»; «ши, ши, ши – играют малыши» и т. п.).

  1. Игры, основанные на звукоподражании, игры с детскими музыкальными инструментами (как звенит колокольчик – дзинь, дзинь; как стучат колёса поезда - тд, тд; как кричит кукушка - ку-ку и т. п.) не только способствуют формированию правильного звукопроизношения, но и способствуют развитию фонематического слуха, развитию чувства ритма у ребенка.
  2. Вы можете использовать в игре с ребенком любые артикуляционные движения, таким образом, Вы будете укреплять мышцы артикуляционного аппарата ребенка, что сделает правильное звукопроизношение вашему ребенку значительно доступнее.

Артикуляционные упражнения не обязательно должны быть из копилки логопеда. Это могут быть:

- "кривляния" перед зеркалом (в разумных пределах): показать язык, сморщиться, высоко поднять брови и пр.;

- подражания действиям животных: мы умеем язычком «лакать», как собачка (безусловно, «понарошку»), вытягивать губы в хоботок, как у слоника и пр.;

- кухонные истории: облизывание ложки с вареньем, удерживание на верхней губе палочки сладкой/соленой соломки, перекатывание помидора «чери» (нельзя ничего мелкого – чтобы ребенок не подавился) языком с одной щеки в другую и пр.

Все это не только поможет выполнять артикуляционные движения вашему ребенку наиболее точно, но и эмоционально обогатит ваше с ним общение, сделает рутину игрой.

  1. Для развития связной речи ребенка, коммуникативных навыков следует как можно больше общаться с ребенком:

- по дороге домой – спрашивайте, как прошел день ребенка, попросите рассказать о чем-либо в деталях, поправляйте ненавязчиво (правильно произносите слово или фразу – ребенок, повторив ебудет усваивать образец правильной речи);

- в различных игровых ситуациях – это могут быть разнообразные сюжетно-ролевые игры («Больница», «Магазин», «Строители» и пр.), разыгрывание знакомых сказок («Теремок», «Колобок» и пр.),

- чтение стихотворений с элементами диалогической речи, рассказов, сказок;

- в бытовых ситуациях – одевание-раздевание, время гигиенических процедур, подготовка к приему пищи и пр. можно использовать для произнесения стишков, потешек, чистоговорок и пр.;

- беседуйте с ребенком в транспорте, на прогулках, в магазине и пр.;

 Куда бы вы ни шли – общайтесь с ребёнком, объясняйте, поясняйте, что вокруг вас, почему это так устроено и зачем это нужно. Такими действиями и приёмами вы развиваете его внимательность, любознательность, мыслительные процессы. Ребёнок будет стремиться к новым знаниям, если с детства у него вызывать заинтересованность к окружающему миру через игру.

  1. Полезно использовать различные пальчиковые игры, игры на развитие мелкой моторики пальцев рук – это не только укрепляет мышцы рук, развивает координацию движения, но и благотворно отражается на всех психических процессах ребенка: речи, памяти, внимании, воображении.

Эти игры увлекательны, доступны и интересны детям. Пальчиковые игры часто сопровождаются стихотворными текстами, которые легко запоминаются.

В настоящее время в помощь родителям существует множество печатных логопедических изданий и пособий, много информации представлено в интернете. Придумывать разнообразные игры и упражнения для развития речи ребёнка можно даже находясь на кухне или на прогулке.

Родители – главные и самые близкие своему ребенку люди. Старайтесь заботиться о его речевом и общем развитии уже с рождения.

С другой стороны, если вы отмечаете у ребенка стойкие проблемы с речью, которые не устраняются с течением времени, если речевое развитие ребенка замедленно, или прерывается, не стоит ждать, что все образуется само собой – обратитесь за консультацией к специалисту.  Совместные усилия принесут максимальный результат в наиболее короткие сроки.