Условия для нормальной адаптaции детей к обучению
- Максимальное обеспечение благополучной адаптации. Создание условий для полноценного физического развития, укрепления здоровья, профилактики утомляемости - не перегружать детей учебной информацией, скучными и однообразными заданиями, создавать мажорный эмоциональный фон, включая в занятие паузы, минутки отдыха в виде психогимнастических игр и упражнений.
- Оптимальная наполняемость детей в группе, классе, дозированная учебная нагрузка на уроках с учётом разного уровня подготовленности детей. В продленной группе не нагружать их домашними или дополнительными заданиями учебного характера.
- Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного дошкольно - начального общего образования, в обязательном порядке включающие в себя основания преемственности: развитие любознательности, способностей, творческого воображения, коммуникативности.
- Основным способом обучения и организации жизнедеятельности детей шести лет должна быть игра. Однако в содержании игр и игровых упражнений должна постепенно увеличиваться дидактическая нагрузка. Это способствует постепенному переходу от непроизвольной деятельности к произвольной. Игровые ситуации на занятиях; уроках должны рассматриваться педагогами не как развлечения, а как форма обучения. Игра может быть серьёзной, деловой, интеллектуально насыщенной и обязательно иметь логическое окончание - решение.
- Основная форма обучения на первых этапах, в сочетании с групповой и индивидуальной, должна быть коллективной. Одна из главных задач, которую необходимо решить, приступая к групповому обучению, заключается в том, чтобы правильно распределить роли, установить в учебной группе атмосферу доброжелательных межличностных отношений, основанных на взаимопомощи. Игровые формы заданий должны чередоваться с различными по степени сложности учебными, требующими от ребёнка определённых волевых усилий, самостоятельности в принятии решений. Учебная деятельность должна быть деятельностью самих детей, родителей и учителей.
- В качестве стимулов учебной деятельности хорошо использовать моральные стимулы (одобрение, постановка в пример другим, похвала), которые более действенны, чем материальные.
- Первоначально процесс преподавания в 1 классе строится на основе знакомства детей с главными компонентами учебной деятельности. Детально и не спеша демонстрировать детям определённую последовательность учебных действий, выделяя среди них те, которые должны выполняться в предметном, внешнеречевом, умственном планах.
- Работа по освоению общих образов действий должна предшествовать практике их применения при решении конкретных задач и выделяться как особая в учебном процессе. Одно из основных требований психологии - так организовать начальное обучение, чтобы преподавание больших тем и разделов программы происходило на основе учебных ситуаций, ориентирующих детей на усвоение общих способов выделения свойств некоторого понятия и общих образов решения задач определённого класса.
- Исходя из концепции гуманистической педагогики, необходимым условием благоприятной адаптации является установление оптимального стиля взаимоотношений между детьми и педагогом, построенного на сотрудничестве, партнёрстве, гуманных отношениях с позиций принятия возраста, признания и уважения личности в каждом ребёнке.