КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ
ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ
«Я имею право...»
Цель: формировать правовые знания детей.
Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.). Шаблон «Я имею право» (может быть представлен, например, в виде знака «+»).
Ход игры
Дети поочередно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею право». Затем каждый ребенок объясняет причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.
«Я не должен...»
Цель: учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах.
Материал: серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: взрослый - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - окружающий мир. Шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).
Ход игры
Дети раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.
ИГРЫ, ЗНАКОМЯЩИЕ ДЕТЕЙ СО СЛУЖБАМИ ЭКСТРЕННОЙ ПОМОЩИ
«Скорая помощь»
Цель: учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской помощи по телефону 03.
Материал: игрушечная машина «Скорой помощи». Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций: человек лежит в кровати с градусником под мышкой; малыш с синяком; старик, упавший на улице (рука у сердца) и т.д. Белые докторские колпаки и халаты - на каждого участника игры.
Ход игры
На столе разложены сюжетные картинки. Бригада «Скорой помощи» (5-6 детей) повторяет номер телефона своей экстренной службы, едет по «вызовам» (дети двигают машинку от картинки к картинке) и забирает в больницу (собирают картинки) только «тяжелобольных людей». Остальные обсуждают действия бригады «Скорой помощи».
«Если возник пожар»
Цель: знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем; закрепить знание номера телефона экстренной пожарной службы.
Ход игры
Дети становятся в круг. В центре - воспитатель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар тому и т.д. Если ребенок отвечает неправильно, он выбывает из игры, а шар переходит к педагогу.
Воспитатель.
Этот шар в руках недаром.
Если раньше был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар -
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Где взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой, безжалостный ...(передает шар ребенку)
Ребенок. Пожар. (Передает шар другому.)
Воспитатель.
Раз, два, три, четыре -
У кого пожар ...?
Ребенок. В квартире. (Передает шар.)
Воспитатель.
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил ...?
Ребенок. Утюг. (Передает шар.)
Воспитатель.
Красный отблеск пробегает.
Кто со спичками ...?
Ребенок. Играет. (Передает шар.)
Воспитатель.
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над ...?
Ребенок. Газом. (Передает шар.)
Воспитатель.
Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жег ...?
Ребенок. Листву. (Передает шар.)
Воспитатель.
Дым увидел - не зевай и пожарных ...
Ребенок. Вызывай. (Передает шар.)
Воспитатель. Помни каждый гражданин этот номер - ...!
Ребенок. Ноль один.
«Помогите! Милиция!»
Цель: сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться за помощью в милицию.
Материал. Карточки с изображением телефонного аппарата, на котором написан номер службы милиции - 102. Наборы сюжетных картинок с изображением различных жизненных ситуаций, требующих и не требующих вмешательства полиции.
Ход игры
Дети делятся на команды по трое. Воспитатель раздает каждой команде наборы сюжетных картинок и карточки с номером вызова полиции. Играющие стараются как можно быстрее разложить карточки с изображением телефона около картинок с ситуациями, которые требуют вмешательства полиции. После игры дети обсуждают результаты действий каждой команды.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
«Если чужой стучится в дверь»
Игровой тренинг
Цель: учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире.
Ход тренинга
Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации.
Примерные ситуации:
- почтальон принес срочную телеграмму;
- слесарь пришел ремонтировать кран;
- милиционер пришел проверить сигнализацию;
- медсестра принесла лекарство для бабушки;
- мамина подруга пришла в гости;
- соседи просят зеленку для поранившегося ребенка;
- незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;
- женщине нужно вызвать «Скорую помощь».
Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками.
«Куда бежать, если за тобой гонятся»
Цель: научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.
Материал: картинки с изображением парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, поста ДПС.
Ход занятия
Дети рассматривают картинки, высказывают и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от преследователей.
«Купание в море»
Цель: предостеречь детей от несчастных случаев во время купания в море, реке.
Материал: игрушки (разложены на полу) - на каждую пару детей. Музыкальное оформление. Аудиозапись «Шум моря».
Ход занятия
Перед тем как «войти в воду», дети выполняют несколько гимнастических упражнений. «Войдя в воду», они распределяются по парам (один исполняет роль взрослого, другой - ребенка) и берутся за руки. «Ребенок» закрывает рот, глаза, опускает лицо в воображаемую воду. После паузы поднимает лицо. Воспитатель напоминает, что опускать лицо в воду можно только закрыв рот. Затем «ребенок» выполняет следующие упражнения: приседает («уходит с головой под воду»), считает про себя до 5, встает; достает игрушку со «дна»; дует на «воду»; делает быстрый выдох под «водой».
Дети в парах меняются ролями.
«Съедобный грибок положи в кузовок»
Цель: закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах.
Материал: набор картинок с изображением съедобных и несъедобных грибов (или муляжи). Вырезанные из картона деревья (или игрушки). Корзина.
Ход игры
Картинки с грибами (муляжи) разложены под «деревьями». Дети собирают в корзину только «съедобные грибы».
По окончании игры воспитатель достает из корзины поочередно все грибы, дети называют их.
ИГРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ УМЕНИЕ ОЦЕНИВАТЬ ДРУГИХ С ПОЗИЦИИ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ
«Снежная королева»
Цель: помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.
Ход игры
Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева». Дети рассказывают, что в этой сказке было' зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям! Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить эти очки»: представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом. Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания двух-трех детей. После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая при последующем обсуждении, что с каждым разом удавалось увидеть больше хорошего.
Вариант. Можно предложить всей группе надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры.
«Угадай, кто это»
Цель: учить мысленно воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности.
Ход игры
Воспитатель выбирает одного ребенка рассказчика. Остальные сидят на стульях, образующих круг. Рассказчик описывает кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто догадался первым, выводит ребенка - «отгадку» в круг, и они вместе с рассказчиком, взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую всеми детьми:
Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Станьте в круг.
Я твой друг
И ты мой друг,
Добрый, добрый друг!
Ля-ля-ля, ля-ля-ля.
На слова «ля-ля-ля» все хлопают в ладоши, трое детей внутри круга танцуют.
Рассказчик и «отгадка» занимают места на ульях, угадавший становится рассказчиком.
«Комплименты»
Цель: формировать доброжелательное отношение друг к другу; дать представление об индивидуальных особенностях людей, их внешних и внутренних различиях; привлекать застенчивых детей к общению; пробуждать желание рассказывать о товарище.
Ход игры
Сидя в кругу, дети берутся за руки. Один ребенок, глядя в глаза соседу, должен сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий в ответ кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит свой комплимент соседу. Упражнение проводится по кругу. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему подобрать комплимент.
ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ
«Колобок»
Цель: развивать коммуникативные навыки, воображение; работать над выразительностью речи.
Ход игры
Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч - «Колобок». Тот, к кому попадает «Колобок», должен задать ему какой-нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Как тебя зовут?», «Колобок, я знаю, из какой ты сказки», «Колобок, давай с тобой дружить», «Приходи ко мне в гости, Колобок!».
После сказанной фразы ребенок передает «Колобка» другому игроку.
Вариант. Можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, от имени которого он должен обращаться к «Колобку».
«Поводырь»
Цель: развивать чувство ответственности за другого человека; воспитывать доверительное отношение друг к другу.
Материал: повязка на глаза - по количеству пар детей. Предметы - «препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д.
Ход игры
В комнате разложены и расставлены предметы - «препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Игра-упражнение
Цель: продемонстрировать детям различные модели взаимодействия друг с другом.
Ход игры
Каждое упражнение выполняется 2-3 минуты. Дети в парах сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
Воспитатель. Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, «познакомьтесь» одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.
- Вытяните руки вперед, найдите руки соседа - «ваши руки ссорятся». Опустите руки.
- Ваши руки ищут друг друга - «они хотят помириться». Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
- После игры с детьми обсуждается, какая форма поведения партнера понравилась больше, какие чувства возникали в ходе упражнения.
«Нарисуй узор»
Цель: побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.
Материал: бумажный шаблон варежки -на каждого ребенка. Набор карандашей - на каждую пару.
Ход игры
Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаблоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый узор.
После игры проводится конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.
«Головомяч»
Цель: развивать навыки сотрудничества.
Ход игры
Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола.
Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до трех, четырех, пяти человек.
«Цветик-семицветик»
Цель: побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого; поощрять желание заботиться о других.
Материал: цветик-семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.
Ход игры
Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным.
Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старым людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.
«Приятные воспоминания»
Цель: формировать умение внимательно выслушивать сверстников, не спешить говорить о себе и своих переживаниях, если собеседник еще не высказался.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям по очереди рассказать о том, что подарили им на день рождения, или о том, как они провели лето. Предупреждает, что внимательно будет выслушан только тот, кто умеет слушать сам. Дети обычно охотно рассказывают о себе, перебивая друг друга.
После того, как все выскажутся, педагог спрашивает: «Кто запомнил, что подарили Саше?» («Где отдыхал летом Сережа?») Правильный ответ поощряется.
«Помоги себе сам»
Цель: обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.
Ход игры Воспитатель предлагает:
- медленно, глубоко вдохнуть и спокойно выдохнуть;
- «занять делом» ступни ног: подбрасывать мяч или потанцевать;
- «занять делом» все тело: побегать, попрыгать, понаклоняться, поприседать и т.п. (то есть выполнить упражнения, требующие больших затрат энергии);
- «найти занятие» для голоса: поговорить, покричать, попеть и.т.д.
«Добрые эльфы»
Цель: формировать положительное отношение к другим людям; развивать социальные чувства.
Ход игры
Воспитатель садится на ковер, рассаживает детей вокруг себя и начинает рассказывать.
Воспитатель. Когда-то, давным-давно, люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям, нежно поглаживая их, ласково убаюкивали добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.
Сейчас мы с вами изобразим древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнит роли тружеников, а те, кто по левую – эльфов. Потом мы поменяемся ролями.
Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их.