Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимся к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании).
Работа осуществляется на основании Кодекса об образовании, инструктивно-методических писем, методических рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь.
Цель интегрированного обучения и воспитания
- реализация права детей с ОПФР на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в обществе, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.
Организационной формой интегрированного обучения и воспитания в нашем дошкольном учреждении является группа интегрированного обучения и воспитания.
- Проводит психолого-педагогическое обследование детей с особенностями психофизического развития с целью разработки перспективного планирования коррекционно-педагогической деятельности;
- Определяет оптимальные пути оказания коррекционно-педагогической помощи, способствующей успешному освоению образовательных программ;
- Организует работу, направленную на повышение познавательной активности и развития основных психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия), на развитие коммуникативной деятельности детей с особенностями психофизического развития;
- Осуществляет индивидуально-ориентированную коррекционно-педагогическую помощь на основании всестороннего психолого-педагогического изучения ребенка;
- Формирует у детей с особенностями психофизического развития эффективные способы усвоения навыков и умений, создает атмосферу эмоционального комфорта на занятиях с целью сохранения физического и психического здоровья;
- Способствует созданию коррекционно-развивающей среды вокруг детей с особенностями психофизического развития;
- Проводит учебные и коррекционные занятия в занимательной форме;
- Несет ответственность за правильную организацию и содержание работы по коррекции нарушений развития ребенка;
- Постоянно пополняет кабинет учебной литературой, пособиями, дидактическими играми и др.;
- Консультирует законных представителей, педагогов, других специалистов по вопросам организации образовательного процесса детей с особенностями психофизического развития;
Нормативное правовое обеспечение
интегрированного обучения и воспитания
При осуществлении интегрированного обучения и воспитания необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:
- Статья 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании «Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования»;
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 136 «Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»;
- Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в дошкольных учреждениях, утвержденные 16 августа 2010 г.;
- Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 13 ліпеня 2011 г. № 69 «Аб некаторых пытаннях вывучэння моў асобнымі катэгорыямі асоб з асаблівасцямі псіхафізічнага развіцця»;
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 135 «О некоторых вопросах обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития»;
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2013 г. № 130 «Об утверждении Инструкции о порядке перевода, восстановления и отчисления обучающихся, получающих специальное образование»;
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 92 «Об утверждении Положения о патронате лиц с особенностями психофизического развития и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»;
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2020/2021 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью», утвержденное 24.06.2020;
- Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 22 июля 2015 г. № 608 «Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь».
Ведение документации
В учреждениях дошкольного образования, создавших группы интегрированного обучения и воспитания, необходимо наличие следующей документации:
- приказ руководителя учреждения образования о создании групп интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них. В приказе указывается также учебный план специального образования, в соответствии с которым организуется образовательный процесс для ребенка с ОПФР;
- заявления законных представителей обучающихся о зачислении в группы интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса по образовательным программам специального образования. Целесообразно написание заявлений законными представителями всех обучающихся группы интегрированного обучения и воспитания;
- заключение государственного ЦКРОиР с рекомендациями об обучении и воспитании лица с ОПФР по образовательным программам специального образования и учебным планам специального образования с согласием законных представителей с рекомендациями;
- копия свидетельства о рождении ребенка;
- медицинская справка о состоянии здоровья ребенка установленной формы;
- учебный план группы интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год, утвержденный руководителем учреждения образования и согласованный с директором государственного ЦКРОиР;
- расписания учебных занятий по образовательным областям и коррекционных занятий, утвержденные руководителем учреждения образования. В расписаниях указываются названия учебных занятий по образовательным областям и коррекционных занятий, день и время проведения;
- журнал учета проведенных занятий и посещения их детьми (в учреждениях дошкольного образования);
- диагностические карты психолого-педагогического сопровождения. Заполняются в начале учебного года на каждого обучающегося с ОПФР и сохраняются в учреждении образования на протяжении всего времени обучения ребенка;
- тетрадь преемственности в работе учителя-дефектолога и воспитателя дошкольного образования;
- индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения (при необходимости).